Коррекционное образование

Инклюзивное и коррекционное образование

1) В Калининградской области функционируют 7 отдельных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам (далее – АООП), в них обучаются 758 обучающихся с ОВЗ, из них 360 детей-инвалидов.

2) В общеобразовательных школах региона 117 отдельных классов, реализующих АООП, в них обучаются 1237 обучающихся с ОВЗ, из них 290 детей-инвалидов.

3) В регионе осуществляют образовательную деятельность 19 инклюзивных школ, в которых обучаются 652 обучающихся с ОВЗ и 80 детей-инвалидов.

4) Численность обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, получающих образование: на дому – 233 человек, дистанционно - 609 обучающихся, в медицинских организациях – 1, в форме семейного образования отсутствуют.

5) В рамках сетевого взаимодействия с организациями среднего профессионального образования осуществляется совместная реализация программ профессиональной подготовки квалифицированных рабочих «Мастер общестроительных работ», «Мастер отделочных строительных работ», «Мастер столярного и мебельного производства», «Рабочий зеленого хозяйства», «Маляр строительный», «Штукатур, облицовщик, плиточник» и другие.

По итогам обучающиеся сдают квалификационный экзамен и получают разряд и одновременно с этим свидетельство установленного образца об окончании специализированного учреждения.

6) По итогам 2016-2017 учебного года количество выпускников общеобразовательных организаций с инвалидностью и ОВЗ составило: 570 человек выпускников 9 классов, 30 выпускников 11 классов.

7) 99 выпускников с умственной отсталостью окончили 9 класс в общеобразовательных организациях.

8) Государственное автономное учреждение Калининградской области для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования детей и подростков» (далее - Центр) организует психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ.

Работа Центра осуществляется совместно с коррекционными учреждениями всех видов и типов, ППМС-центрами, имеющими коррекционно-развивающие ресурсы и опыт психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), детей-инвалидов и их семей, а также во взаимодействии с учреждениями дошкольного и общего школьного образования, родителями, общественными организациями, ассоциациями. Центр для реализации своих целей и задач осуществляет также взаимодействие с региональными органами государственной власти, научными учреждениями, общественными организациями, СМИ.

Психолого-медико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК) является основной структурной единицей Центра. Деятельность ПМПК в 2016-2017 учебном году проходила в условиях совершенствования организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии и внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС у/о обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

За период с 29 августа 2016 года по 1 июля 2017 года проведено 131 заседание ПМПК. На базе Центра проведено 86 заседаний. В муниципалитетах Калининградской области организовано и проведено 45 заседаний. Восемь заседаний проведено на дому. С целью определения особых образовательных потребностей и определения программы обучения специалистами ПМПК был обследован 5431 ребенок, из них 2771 ребенок дошкольного возраста и 2660 детей школьного возраста. Из обследованных детей: 191 ребенок-сирота и дети, оставшиеся без попечения родителей; 3 ребенка из приемных семей; 139 детей находятся под опекой; 676 детей -инвалидов; 624 обучающихся для определения условий сдачи ГИА; 1 обучающийся с отклоняющимся (девиантным) поведением. В течение 2016 - 2017 учебного года специалистами ПМПК проведена 5431 консультация по итогам обследования ребенка с родителями (законными представителями) и работникам образовательных организаций, уполномоченных представлять детей при обследовании ПМПК. В течение отчетного периода специалисты Центра принимали активное участие в региональном проекте «Школа эффективного роста - ШЭР».

Сотрудники Центра в соответствии с приказом Министерства Образования Калининградской области от 26.02.2016 № 158/1 «Об организации проведения мониторинговых исследований учета рекомендаций Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Калининградской области по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в образовательных организациях Калининградской области», провели мониторинговые исследования во всех муниципальных образованиях региона. По итогам мониторинга образовательным организациям даны рекомендации по эффективному использованию имеющихся ресурсов учреждений при сопровождении детей с ОВЗ и инвалидностью.

Специалистами Центра, по запросу родителей (законных представителей) проводятся индивидуальные консультации по вопросам психологии и коррекционной педагогики. В текущем учебном году логопедами, дефектологами, психологами, неврологом и психиатром проконсультировано 212 родителей (законных представителей) и 1135 детей.

 Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов связано с профессиональной деятельностью широкого круга специалистов, которые помогают ребенку, родителям и педагогам в решении проблем, или предупреждают их возникновение.  В рамках основной деятельности Центр организует курсы повышения квалификации для педагогов и специалистов образовательных организаций по специальной (коррекционной) педагогике и психологии, образованию детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательных организациях Калининградской области. В текущем учебном году курсы повышения квалификации по дополнительным профессиональным образовательным программам «Организация сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в общеобразовательной организации в соответствии с ФГОС» (в объеме 72 часа) и «Организация сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольном образовательном учреждении» (в объеме 36 часов) прошли 869 педагога образовательных организаций области, из них 569 – педагоги общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования, психолого-медико-педагогических центров, 300 – педагоги дошкольных организаций.

 С целью методической поддержки педагогов области Центром, совместно с ГБОУ ВО КО «Педагогический институт» составлен и издан сборник «Организационное и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях».

Кадровое обеспечение Центра: педагог-психолог-8 чел.; учитель-логопед-5 чел.; учитель-дефектолог-6 чел.; социальный педагог-2 чел.; врач-психиатр -1 чел; врач-невролог -1 чел.; музыкальный руководитель-1 чел.

  • Муниципальное бюджетное учреждение «Гурьевский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие» кадровое обеспечение учреждения: - педагог-психолог-8 чел.; учитель-логопед-5 чел.; учитель-дефектолог-6 чел.; социальный педагог-2 чел.; врач-психиатр -1 чел; врач-невролог -1 чел.; музыкальный руководитель-1 чел. Перечень оказываемых услуг: 1. ППМС-помощь детям от 2 до 18 лет, испытывающим трудности в освоении основных ООП, развитии и социальной адаптации, в том числе детям с ОВЗ, детям-инвалидам, несовершеннолетним, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу, либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. 2. Осуществление образовательной деятельности по ДОП социально-педагогической направленности (коррекционно-развивающей, профилактической и развивающей). 3. ППМС помощь образовательным организациям Гурьевского округа, ППМС-сопровождение детей с ОВЗ, детей с отклоняющимся поведением. 4. ППМС-сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ.

  • Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей дошкольного и младшего школьного возраста» кадровое обеспечение учреждения: педагог-психолог – 2 чел.; учитель-дефектолог – 1чел.; учитель-логопед – 1 чел.; воспитатель - 1 чел. Перечень оказываемых услуг: 1. ППМС-помощь детям от 2 до 18 лет, испытывающим трудности в освоении основных ООП, развитии и социальной адаптации, в том числе детям с ОВЗ, детям-инвалидам, несовершеннолетним, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу, либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления 2. Предоставление муниципальных услуг по организации методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста. 3. Организация и осуществление образовательной деятельности по адаптированным основным программам дошкольного образования. 4. Сопровождение группы кратковременного пребывания.

  • Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей,  нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Багратионовский районный Центр психолого-медико-социального сопровождения» кадровое обеспечение учреждения: - педагог-психолог-3 чел.; учитель-логопед-1 чел.; учитель-дефектолог-1 чел.; социальный педагог-2 чел. Перечень оказываемых услуг: 1. ППМС-помощь детям от 2 до 18 лет, испытывающим трудности в освоении основных ООП, развитии и социальной адаптации, в том числе детям с ОВЗ, детям-инвалидам, несовершеннолетним, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу, либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. 2.Диагностика - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. 3. Коррекция и развитие - активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию отклонений в развитии детей, устранение дисбаланса между психофизиологическими возможностями детей и предъявляемыми к ним требованиями образовательной и социальной среды. 4. Консультирование - оказание помощи детям и подросткам в самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, профессиональном самоопределении, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости. 5. Просвещение - содействие формированию у участников образовательного процесса психологической компетентности, а также потребностей в психологических знаниях, желание использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач. 6. Профилактика - выявление и предупреждение возникновения явлений социальной дезадаптации детей и подростков. 7.Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ, оказание методической помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выбор оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявление и устранение потенциальных препятствий к обучению, а также мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Организационно-методическое обеспечение деятельности специалистов.

8) Ежегодно, проводимая на территории Калининградской области, традиционная всероссийская олимпиада школьников доступна для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Отдельные общеобразовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, на протяжении многих лет активно сотрудничают с учреждениями культуры, деятельность которых способствует равному доступу к участию в культурной жизни и пользованию культурными благами, создание условий для самореализации личности через творческое общение и развитие социально-культурных инициатив.

Так, сотрудники ГБУККО «Художественная галерея» проводят мастер-классы по рисованию для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; в ГАОУДО «Калининградский областной детско-юношеский центр экологии краеведения и туризма» проводятся занятия по ознакомлению с окружающим миром, обучение уходу за животными; Салон «Прусский мед» проводит мастер-классы по обработке янтаря.

В 2016 – 2017 учебном году воспитанники учреждений, подведомственных Министерству социальной политики и Министерству образования Калининградской области приняли участие и награждены дипломами в следующих конкурсах и фестивалях:

  • I Областной фестиваль творчества детей-инвалидов и Членов семей, воспитывающих детей-инвалидов «Наши таланты»;

  • Областной конкурс по искусству «На самом Западе России», посвященном 70-летию образования Калининградской области;

  • Фестиваль творчества инвалидов «От сердца к сердцу».

Каждый новый учебный год дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность принять участие во всероссийских и областных культурных мероприятиях различной направленности: спортивно-оздоровительных конкурсах, конкурсах детского творчества и акциях.

В ГБСУ КО ПОО «Советский техникум-интернат» процесс дополнительного образования инвалидов строится на принципе индивидуального подхода с учетом личностных особенностей, состояния здоровья и является одним из важнейших элементов комплексной реабилитации инвалидов.

 В рамках программ дополнительного образования в 2016 году в учреждении 6 учащихся прошли обучение на курсах подготовки водителей категории «В» и получили удостоверение государственного образца.

Учащиеся ГБСУ КО ПОО «Советский техникум-интернат» активно принимают участие в различных олимпиадах и конкурсах:

  • Международная олимпиада проект «Инфоурок по технологии», Республика Беларусь;

  • Олимпиада по технологии, Международный проект VIDEOLFROKI;

  • Областная олимпиада профессионального мастерства студентов ПОО (региональный этап национального чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills Russia);

  • Всероссийский конкурс «Россия. Вооруженные силы»;

  • 4-я областная научно-практическая конференция студентов среднего профессионального образования «История Великой Отечественной войны в судьбах, событиях, фактах»;

  • Областной конкурс социальной рекламы «Новый взгляд».

За период участия Калининградской области в реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2020 годы» в 49 общеобразовательных организациях (из них 43  общеобразовательные, 4 дошкольные и 2 организации дополнительного образования детей) создана универсальная безбарьерная среда для качественного образования детей-инвалидов.

9) В 2017 году участниками государственной программы «Доступная среда» на 2016-2020 годы по созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования стали: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад № 113, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад № 10 «Родничок», Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества г. Мамоново, ГБУ КО ОО «Багратионовская общеобразовательная школа-интернат № 5».







п/п

Полное наименование

(сокращенное наименование)

Сведения о руководителе

Адрес

Контакты

1

Государственное бюджетное учреждение Калининградской области общеобразовательная организация для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Школа-интернат № 1» (ГБУ КО «Школа-интернат № 1»)

Андреева Надежда Юрьевна

236009

г. Калининград, переулок Крылова 4

т/ф. 560055, 

skooll-int1kalin@mail.ru,

http://www.shkola-int1.ru/

2

государственное бюджетное учреждение Калининградской области общеобразовательная организация для детей с ограниченными возможностями здоровья "Багратионовская общеобразовательная школа-интернат № 5" (ГБУ ОО "Школа-интернат № 5")

Токарева Татьяна Валерьевна

238420 Калининградская область,

 г. Багратионовск,

ул. Калининградская 20

т. 8(40156) 34035 ф. 8(40156) 33174,internat5@bk.ru
http://internat5.edusite.ru/

3

Государственное бюджетное учреждение Калининградской области общеобразовательная организация для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Школа-интернат № 7 п. Большое Исаково» (ГБУ КО «Школа-интернат №7»)

Быстрова Альбина Юрьевна

238311 Калининградская область,

Гурьевский муниципальный район,

п. Большое Исаково,

ул. Октябрьская 5

т/ф. 8 (4012) 514358, 
internatbu7@mail.ru

http://gouskoschool7.ucoz.ru/ 

4

Государственное бюджетное учреждение Калининградской области общеобразовательная организация для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нестеровская школа-интернат № 8» (ГБУ КО школа-интернат № 8)

Смелянская Лидия Николаевна

238010 Калининградская область, г. Нестеров,

ул. Артиллерии 9,

т/ф 8 (40144)21308 
nestinter@mail.ru
www.nestinter.ru

5

Государственное бюджетное образовательное организация Калининградской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Калининградская средняя общеобразовательная школа-интернат» (ГБОО «Школа-интернат»)

Каминская Ирина Николаевна

236000 г. Калининград, ул. Спортивная 11

т/ф. 215373

internatsvd@mail.ru ,

www.klg-int.edusite.ru

6

Государственное бюджетное образовательное учреждение Калининградской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат п.Сосновка»(ГБОУ С(К)О школа-интернат п.Сосновка)

Макарова Ирина Борисовна

238530 Калининградская область, Зеленоградский район, п. Сосновка,

ул. Школьная 1

т. 8 (40150) 46628

ф. 8(40150) 46658

makarovazel@mail.ru.

 www.internat-sosnovka.ru

 

7

Государственное бюджетное учреждение Калининградской области общеобразовательная организация для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении и оздоровлении, "Санаторная школа-интернат" (Санаторная школа-интернат)

Шемякина Елена Юрьевна

238402 Калининградская область, Правдинский район, п. Севское, переулок Центральный 1

т/ф. 8(40157) 72317

goou6@mail.ru,

sanatornaa-skola-internat