Дополнительное образование
В Калининградской области деятельность организаций дополнительного образования детей регулируют следующие региональные нормативные правовые акты:
Закон Калининградской области от 01.07.2013 № 241 (ред. от 23.12.2015) «Об образовании в Калининградской области».
Закон Калининградской области от 26.12.2013 № 291 «О порядке расчета нормативов для определения объема субвенций из областного бюджета местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях».
Постановление Правительства Калининградской области от 31.12.2013 № 1023 (ред. от 15.05.2015) «О государственной программе Калининградской области «Развитие образования».
Постановление Правительства Калининградской области от 04.12.2015 № 677 «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Калининградской области, а также признании утратившими силу отдельных пунктов постановления Правительства Калининградской области от 23 декабря 2010 года № 986 и постановления Правительства Калининградской области от 28 декабря 2012 года № 1083».
Постановление Правительства Калининградской области от 24.04.2015 № 238 (ред. от 02.12.2015) «О предоставлении грантов в форме субсидий из областного бюджета образовательным организациям на мероприятия, направленные на обеспечение равного доступа населения к качественным услугам образования, по итогам проведения конкурсов».
Постановление Правительства Калининградской области от 19.08.2015 № 482 «О предоставлении грантов в форме субсидий из областного бюджета организациям в рамках реализации задачи «Снижение уровня преступности на территории Калининградской области» государственной программы Калининградской области Безопасность».
Постановление Правительства Калининградской области от 23.04.2015 № 226 «О предоставлении грантов в форме субсидий из областного бюджета образовательным организациям по итогам проведения конкурсных отборов в рамках подпрограммы «Патриотическое воспитание населения Калининградской области на 2015-2020 годы» государственной программы Калининградской области «Развитие гражданского общества».
Постановление Правительства Калининградской области от 03.04.2015 № 187 «О предоставлении грантов в форме субсидий лучшим педагогическим работникам образовательных организаций дошкольного и дополнительного образования по итогам проведения конкурсного отбора».
В 2015-2016 учебном году система дополнительного образования Калининградской области представлена 120 учреждениями (с учетом сферы культуры и спорта, а также негосударственного сектора).
В разрезе ведомственной принадлежности учреждения распределены следующим образом ( по состоянию на 01.01.2015 г):
Ведомственная принадлежность 2015 ДО |
Количество учреждений |
Образование |
74 |
Спорт |
31 |
Культура |
14 |
Негосударственные |
1 |
ВСЕГО |
120 |
Ведомственная принадлежность 2015-1ДО |
Центры |
Дворцы |
Дома |
Станции |
Школы |
ДЮСШ |
ДЮСШОР |
Спортивно-адаптивные школы |
Образование |
15 |
2 |
11 |
1 |
27 |
17 |
1 |
0 |
Спорт |
3 |
1 |
- |
- |
- |
11 |
14 |
1 |
Культура |
1 |
- |
- |
- |
14 |
- |
- |
- |
Негосударственные |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ВСЕГО |
20 |
3 |
11 |
1 |
41 |
28 |
15 |
1 |
Наименование показателя |
Годы |
|||
2012 |
2013 |
2014 |
2015* |
|
Число учреждений дополнительного образования детей |
114 |
117 |
120 |
|
Число объединений (секций, кружков) |
3614 |
3434 |
3635 |
|
Численность занимающихся |
74781 |
77062 |
80997 |
86389 |
Доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи 5-18 лет, % |
60 % |
61% |
63% |
66% |
Средняя наполняемость секций, кружков |
21 |
22 |
22 |
|
*Полная информация по ДО-1 по статистике за 2015 год будет на 25.02.2016г.
Одним из основных показателей повышения эффективности и качества услуг в сфере дополнительного образования детей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. №599, является показатель «Доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи 5–18 лет».
Значение этого показателя в период с 2012 по 2015 год увеличилось с 60,0 до 66,0 %, что позволило вновь привлечь к занятиям по программам дополнительного образования более 11,5 тыс. детей, в том числе более 5,0 тыс. человек в 2015 году.
В соответствии с приказом Министерства образования Калининградской области от 12.12.2014 года № 1121/1 «О формировании информационной инфраструктуры управления организациями дополнительного образования Калининградской области в рамках модернизации государственной информационной системы «Образование» Министерством образования совместно с Калининградским областным институтом развития образования проводится работа по созданию межведомственной системы электронного учета контингента обучающихся в системе дополнительного образования детей «Автоматизированная информационная система «Дополнительное образование детей».
Целью внедрения информационной системы управления организацией дополнительного образования детей является повышение качества управления региональной системы дополнительного образования и реализация принципов общественно-государственного управления образования.
На уровне образовательных организаций внедрение новых информационных систем управления позволяет:
-
повысить качество управления образовательной организацией;
-
повысить функциональность образовательной организации;
-
проводить комплексный мониторинг обучающихся;
-
создавать портфолио обучающихся и сотрудников;
-
осуществлять доступ к информации всех участников образовательного процесса.
На уровне муниципальных органов управлений образованием внедрение новых информационных систем управления позволят:
-
осуществлять эффективное управление образовательными организациями за счет автоматизированного сбора статистической информации;
-
содействовать повышению качества педагогических кадров муниципальной системы образования;
-
проводить мониторинг образовательных организаций;
-
использовать единый стандарт работы с электронными документами, учитывающий существующую нормативную базу и обеспечивающий защищенность, управляемость и доступность документов;
-
значительно сократить время, необходимое для прохождения информации, требующейся для принятия решения;
-
повысить оперативность и эффективность взаимодействия органа управления образованием - организация образования;
-
предоставлять возможность участникам образовательного процесса (родителям, педагогам) оперативного поиска необходимой информации (включая выбор образовательной организации, программы и формы обучения и т.д.)
-
осуществлять интеграцию в региональную образовательную сеть.
На уровне регионального органа управления образованием:
-
обеспечить требуемое качество управления кадрами в общем образовании;
-
иметь достоверную оперативную информацию о состоянии дел в региональной системе образования;
-
повысить оперативность и эффективность взаимодействия министерство – муниципальные органы управления образованием и управление образованием – организации образования;
-
проводить мониторинг функционирования системы образования региона;
-
анализировать первичную отчетность образовательных организаций;
-
обеспечить внедрение новых форм управления региональной системой образования;
-
ввести единый региональный стандарт работы с электронными документами, учитывающий существующую нормативную базу и обеспечивающий защищенность, управляемость и доступность документов.
Сетевое взаимодействие организаций дополнительного образования детей, общеобразовательных организаций развивается с Калининградской области с момента введения ФГОС начального и основного общего образования.
В соответствии с Законом об образовании (Статья 15. ФЗ РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») сетевое взаимодействие реализуется на основе договоров о сотрудничестве между организациями дополнительного образования, общеобразовательными организациями, дошкольными образовательными организациями, организациями профессионального образования, музеями, организациями культуры и спорта.
Формы сетевого взаимодействия с общеобразовательными организациями:
-
совместная организация проектной деятельности в рамках реализации основной общеобразовательной программы (предметные области «физика», «биология», «география», «МХК», «история», «информатика» и др.);
-
реализация дополнительных общеобразовательных программ художественной, технической, естественнонаучной направленности в рамках внеурочной деятельности;
-
летние профильные смены естественнонаучной, туристско-краеведческой, технической, художественной направленности.
Формы сетевого взаимодействия с дошкольными образовательными организациями в рамках реализации ФГОС дошкольного образования:
-
реализация дополнительных общеобразовательных программ в сфере технического творчества,
-
образовательная деятельность по предметной области «Окружающий мир» с использованием дополнительных общеобразовательных программ организаций дополнительного образования.
Формы сетевого взаимодействие с организациями профессионального образования:
-
организация профориентационной работы;
-
проведение массовых мероприятий, исследовательских и творческих конкурсов, выставок, соревнований;
-
проектная деятельность в сфере технического творчества и др.
Сетевое взаимодействие общеобразовательных организаций с Центром развития одарённых детей:
-
реализация дополнительных общеобразовательных программ повышенного уровня (физико-математический профиль);
-
летние профильные смены естественнонаучной (Математическая школа), технической направленности (Робототехника).
Сетевое взаимодействие с промышленными предприятиями:
-
профориентационная работа (экскурсии на производство, выставки, мастер-классы);
-
совместное проведение конкурсов, соревнований, мастер-классов,
-
реализация проекта JuniorSkills и др.
В рамках стажировочной площадки «Распространение инновационных моделей развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей, направленных на развитие научно-технической и учебно-исследовательской деятельности обучающихся» создана модель сетевого взаимодействия, включающая в себя сеть общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования, взаимодействующих в сфере развития научно-технического творчества с министерством образования Калининградской области, Калининградским областным институтом развития образования. Для реализации этой модели заключены договора о сотрудничества между Калининградским областным институтом развития образования и организациями дополнительного образования, являющимися базовыми площадками сфере развития научно-технического творчества.
В рамках данной модели реализуются сетевые формы повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, учителей начальной школы по дополнительной профессиональной программе «Развитие технического творчества в образовательных организациях в условиях ФГОС».
Для достижения высоких качественных результатов в сфере научно-технического творчества создаётся Ассоциация организаций – базовых площадок по развитию техносферы деятельности учреждений дополнительного образования.