Дополнительное образование

Развитие системы дополнительного образования детей является приоритетным направлением государственной образовательной политики в Российской Федерации. В 2014 году утверждена Концепция развития дополнительного образования детей, в которой зафиксирован ценностный статус дополнительного образования детей, его миссия, цели, задачи и принципы развития. Мероприятия по развитию доступности дополнительного образования детей предусмотрены Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы, Федеральной целевой программой развития образования на 2016 – 2020 годы.

Одним из основных показателей повышения эффективности и качества услуг в сфере дополнительного образования детей, определенных Указом Президента Российской Федерации, является показатель «Доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи 5–18 лет».

По итогам 2018-2019 учебного года численность детей в возрасте 5-18 лет, охваченных программами дополнительного образования, составляет 108 492 человека, что составляет 75,7 % от общей численности детей данного возраста на территории Калининградской области.

Увеличение числа занимающихся произошло за счет открытия новых кружков и секций по имеющимся направленностям, а также путем создания условий для открытия новых объединений, в том числе детского технопарка Кванториум, технического творчества, спортивных секций (групп плавания, футбола, шахмат и др.), кружков и объединений по общеразвивающим программам эстетического, лингвистического, культурологического (иностранные языки, студии раннего развития) и музыкального направлений (в частности, развитие получило такое направление как - детские хоры).

Охват детей дополнительным образованием                  


2014

2015

2016

2017

2018

2019

Охват детей в возрасте 5-18 лет дополнительными общеобразовательными программами (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5-18 лет)

63

65

67

70

75,6

75,7

Система дополнительного образования в Калининградской области представлена всеми типами образовательных учреждений (в том числе частными): 210 дошкольными образовательными учреждениями, 181 учреждениями общего образования, 18 учреждениями профессионального образования, 2 образовательными организациями высшего образования. В 140 организациях дополнительного образования (из них 46 негосударственных организаций) обучается 82 204 детей.

В каждом муниципальном образовании Калининградской области дети имеют возможность обучаться на дополнительных общеобразовательных программах по 6 направленностям:

- техническая;

- художественная;

- физкультурно-спортивная;

- естественнонаучная;

- туристско-краеведческая;

- социально-педагогическая.

Распределение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ выглядит следующим образом: наибольшую долю составляют программы художественной направленности – 47 %, а наименьшую – туристско-краеведческой (2 %) естественнонаучной (4 %). Доля программ физкультурно-спортивной направленности составляет 24 %, социально-педагогической – 12 %, технической – 11 %

Распределение обучающихся по направленностям, проценты

Значительно возросло количество детей, занятых в объединениях технической направленности: 7989 – в 2016 году, 9025 – в 2017 году, 11975 – в 2018 году. Данная направленность на сегодняшний день является одной из приоритетных в Калининградской области, и ее развитию уделяется большое внимание.

В регионе создана стабильная система выявления и поддержки талантливых детей. На регулярной основе проводятся ставшие уже традиционными мероприятия с учащимися, в том числе областная выставка научно-технического творчества молодёжи, областные соревнования по робототехнике, фестиваль «Звёзды Балтики», Областная спартакиада школьников «Президентские спортивные игры», Областной конкурс исследовательских работ учащихся «Юные исследователи природы и истории родного края», чемпионат «JuniorSrills» и др.

В рамках государственной программы «Развитие образования Калининградской области» реализуется Конкурсный механизм поддержки талантливых детей и их педагогов для обеспечения их участия в мероприятиях межрегионального, всероссийского и международного уровней, проводящихся за пределами Калининградской области (с возможностью подачи заявок и их рассмотрения в электронной форме).

Помимо поддержки талантливых детей Правительством Калининградской области предусмотрены меры поддержки творчески работающих педагогов. В течение 17 лет проводится конкурсный отбор лучших педагогических работников образовательных организаций дополнительного образования на получение грантов в форме субсидий за счет средств областного бюджета.

Конкурс проводится с целью повышения роли педагогов дополнительного образования в воспитании, обучении и творческом развитии личности ребенка, совершенствования и развития системы дополнительного образования детей Калининградской области. По итогам конкурса денежные поощрения в размере 50 тысяч рублей из средств регионального бюджета получают по 10 специалистов ежегодно.

В регионе действует распределенная инновационная модель развития научно-технического творчества детей и молодежи, функционирующая на базе 12 опорных площадок технического творчества Калининградской области (далее - Опорные площадки): МАУДО ДДТ «Родник», МАУ ДЮЦ «На Молодёжной», МАУ ДО «Дом детского творчества» г. Балтийска, МБОУ ДОД Детского-юношеского центра г. Гурьевска, МБУ ДО ЦРТ г.Советска, МБУ ДО ДЮЦ г.Гвардейска, МАОУ ДОД ЦДОД ДЮСТЦ г.Гусева, МАУ ДО ДЮЦ г. Черняховска; МБУДО ДДиЮ г. Немана, МБУ ДО ДДТ г. Мамоново, регионального института развития образования, научно-технологического производства «Фабрика» БФУ им. И Канта, организаций среднего профессионального образования («Гусевский политехнический техникум», «Техникум отраслевых технологий»), представителей сфер бизнеса: «Технополис GS», ООО Завод «Калининградгазавтоматика», 33 судоремонтный завод и др.

Опорные площадки оснащены высокотехнологичным оборудованием. На их базе открыты центры цифрового производства, детские проектные лаборатории, специализированные центры компетенций, медиацентры для развития технологической компетентности школьников, формирования у них мотивации к выбору инженерных профессий, личностного и профессионального самоопределения, а также проектного мышления.

В детском технопарке Кванториум обучаются ребята по высокотехнологичным направлениям развития науки и техники, таким как: альтернативная энергетика, биотехнологии, робототехника, мехатроника, нейротехнологии, дополненная и виртуальная реальность, исследования Земли и Космоса, ближняя и дальняя радиосвязь, информационные технологии; реализуются дополнительные общеобразовательные программы: IT-квантум, Робоквантум, Промышленный дизайн, VR/AR квантум, Энерджиквантум, Биоквантум, Нейроквантум на 4 образовательных площадках:

Научно-технологический парк «Фабрика» БФУ им. И. Канта;

Центр развития одаренных детей (пос. Ушаково);

Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма (ул. Ботаническая, 2)

Инновариум БФУ им. Им. Канта

Лаборатории рассчитаны на 1200 мест, на данный момент – 56 групп для детей дошкольного и школьного возраста вместимостью 12 человек в группе.

На открытие технопарка было выделено 80 млн. рублей, из них: федеральный бюджет – 56 млн. рублей; региональный бюджет – 24 млн. рублей. Технопарк открыт 06.03.2017 г. в рамках реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей».

Федеральным оператором проекта «Кванториум» является ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» Министерства образования и науки Российской Федерации. Открытие технопарков «Кванториум» реализуется в рамках инициативы АСИ «Новая модель системы дополнительного образования детей».

Функционирует дидактический комплекс «Мобильный кванториум», предназначенный для изучения программирования, сетевых технологий, дополненной и виртуальной реальности, который обеспечивает проведение группового и индивидуального обучения на всей территории Калининградской области. В 2018 году обучение с помощью мобильного технопарка «Кванториум» прошли 110 школьников.

В 2018-2019 учебном году обучение по программам Кванториума прошли 1924 учащихся, из них: 168 учащихся обучались на платной основе, остальные 1756 детей обучались по программам направлений Кванториума на бюджетной основе.

Согласно плану мероприятий детского технопарка Кванториум, направленного на повышение охвата мероприятиями, проводимыми технопарком за 2018-2019 учебный год, охвачены обучающиеся из 48 образовательных организаций Калининграда и 17 образовательных организаций Калининградской области.

В технопарке также реализуются непрофильные программы для всестороннего развития детей: «Школа технологического предпринимательства» - знакомство учащихся с системой стартапов и с инструментами реализации технологических проектов; «Технический английский»-развитие навыков презентации технических проектов на иностранном языке; «Медиаквантум»-- ранняя профильной подготовка школьников по направлениям медиатехнологий и журналистики на телевидении, радио, в издательской сфере; «КвантоШахматы» и программа развития общекультурных компетенций.

В 2018 году была запущена организация обучения детей по проекту Яндекс-Лицея, где обучающиеся осваивают различные языки программирования, учатся решать прикладные задачи и создавать приложения с графическим интерфейсом и использованием различных библиотек.

С 1 января 2018 года Калининградская область является одним из 20-ти субъектов Российской Федерации, реализующих приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей Калининградской области» (далее - Приоритетный проект) и внедряющих систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей - сертификаты дополнительного образования.

Согласно распоряжению Правительства Калининградской области от 28.04.2017 года № 87-рп «О внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования для детей на территории Калининградской области» не менее 5% детей, проживающих на территории Калининградской области, будут охвачены новой системой финансирования дополнительного образования.

Внедрение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования (далее - ПФДО) детей началось в 2018 году в 11 муниципалитетах, а система учета заработала во всей Калининградской области.

В рамках реализации Приоритетного проекта создан и полноценно функционирует Региональный модельный центр дополнительного образования детей Калининградской области (далее - РМЦ). Также создан и функционирует Портал персонифицированного дополнительного образования klgd.pfdo.ru (далее - Навигатор ПФДО), который представляет собой реестр организаций Калининградской области, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей в возрасте от 5 до 18 лет.

На конец 2018 года в Навигаторе ПФДО было зарегистрировано 477 государственных, муниципальных и частных организаций, которыми размещена 3581 программа. Активировано 68 337 сертификатов.

В целях обеспечения доступности дополнительного образования детей, в том числе проживающих в сельской местности и находящихся в трудной жизненной ситуации, разработаны и внедрены 24 дистанционных курса дополнительного образования (по 4 курса каждой направленности). Для этого создан агрегатор дистанционных курсов дополнительного образования Калининградской области «Всезнайка» (https://rmc39.baltinform.ru), в котором на сегодняшний день зарегистрированы и обучаются 262 ребенка.

Функционирует информационная система «Мониторинг доступности образования» (далее - ИС «МДО») с целью повышения эффективности использования в образовательных целях имеющейся инфраструктуры, материально-технических и кадровых ресурсов организаций.

По данным ИС «МДО» за 2018 год в инвентаризацию включились 333 из 376 организаций, что составляет 88%, но при этом завершили инвентаризацию только 263 организации, т.е. 70%.

Во втором полугодии 2018 года проводятся курсы повышения квалификации для специалистов, педагогов, руководителей и заместителей образовательных организаций Калининградской области.

Кроме того, для вышеуказанных категорий систематически проводятся семинары и выездные мастер-классы по персонифицированному финансированию и персонифицированному учету.

Руководители муниципальных опорных центров и специалисты РМЦ имели возможность принять участие в стажировках в Москве и Ижевске с целью обмена опытом по реализации Приоритетного проекта в других регионах России.

29 мая 2014 года Министерство образования Калининградской области, компания Samsung Electronics и ГБУ ДО КО «Центр развития одаренных детей» (далее Центр) подписали трехстороннее соглашение о реализации на базе Центра социально-образовательного проекта «IT ШКОЛА SAMSUNG», осуществляемого при поддержке Министерства Образования и Науки РФ.

Цель программы «IT ШКОЛА SAMSUNG» – содействие в подготовке будущих инженерно-технических кадров, что соответствует актуальной задаче в сфере образовании, а также помощь в профессиональном самоопределении школьников старших классов и повышение их интереса к сфере IT-инноваций.

Учебный курс по программе «IT ШКОЛА SAMSUNG» рассчитан на один учебный год (128 академических часов), занятия проходят 2 раза в неделю по 2 академических часа. В основу курса заложены методические материалы, разработанные опытными специалистами Научно-исследовательского Центра Samsung Electronics Russia при поддержке преподавателей Московского физико-технического института (МФТИ).

В Калининградской области сложилась и действует система региональных мероприятий, направленных на предъявление результатов деятельности в области технического творчества и научно-исследовательской деятельности обучающихся и педагогов.

Сопровождение детей с ОВЗ в образовательном процессе и их социальная адаптация являются ещё одним из приоритетов системы образования Калининградской области. В 2018 году «Центр развития творчества детей и юношества города Советска» впервые стал участником проекта по созданию доступной образовательной среды в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования.

Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (за исключением детей-инвалидов) в организациях, подведомственных органам управления образования 415 человек, в других министерствах и ведомствах – 83, что составляет 0,5% от общей численности занимающихся дополнительным образованием детей.

Численность детей-инвалидов, занимающихся в учреждениях дополнительного образования 247 человек, что составляет 0,2% от общей численности занимающихся (180 ребенок в организациях, подведомственные органам управления образования; 20 – в других министерствах и ведомствах; 47 – негосударственных организациях).

Численность работников и внешних совместителей в 2018-2019 учебном году в системе дополнительного образования детей составила – 3036 человек, включая 314 руководителей.

Рост заработной платы педагогических работников дополнительного образования детей

Средняя заработная плата педагогических работников муниципальных и государственных организаций дополнительного образования детей по области за 2018 год составила 31 032 руб. Отношение средней заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей Калининградской области составило 99,3% (при плане 100%).

В Калининградской области увеличивается социальный заказ на получение дополнительного образования. Анализ системы дополнительного образования региона показал потребность в создании объединений технической, естественнонаучной и туристско-краеведческой направленности на фоне высокой удовлетворенности наличием объединений художественной и физкультурно-спортивной направленности.

В ближайший период перед системой дополнительного образования детей Калининградской области стоит ряд задач:

1)      реализация мер по повышению доступности дополнительных общеобразовательных программ (в особенности дополнительных предпрофессиональных и современных высокотехнологичных) для детей, проживающих в сельской местности;

2)     создание безбарьерной среды в организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, и реализация адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

3)      снижение административных барьеров и обеспечение равного доступа негосударственного сектора к бюджетному финансированию.