Всемирный конгресс учителей истории

12.10.2021

Всемирный конгресс учителей истории

С 3 по 6 октября 2021 года в Москве, в Президент-отеле, впервые в мировой практике собрался Всемирный конгресс учителей истории. В течение трех дней в Москве работали более 300 школьных учителей, включая участников из Европы, Африки, Азии, Австралии, Северной и Южной Америки.

Организаторами Конгресса выступили Академия Министерства просвещения России, Институт всеобщей истории РАН, Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей истории и обществознания», Ассоциация содействия развитию академической науки и образования «Институт перспективных исследований» (Ассоциация «ИПИИ»), Государственный академический университет гуманитарных наук.

Мероприятие проходило под патронажем Министерства просвещения Российской Федерации и Российского исторического общества, при финансовой поддержке Международного общественного фонда «Российский фонд мира». Европейская ассоциация учителей — «Евро Клио» — согласилась выступить в качестве соорганизатора мероприятия.

Возглавили оргкомитет сопредседатели – Министр просвещения России Сергей Кравцов и научный руководитель Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян.

Конгресс проходил по инициативе Российского исторического общества и Всероссийской Ассоциации учителей истории и обществознания, в нем приняли участие ряд международных организаций, включая ассоциации учителей истории и научные центры.

В рамках конгресса проходил IV Всероссийский съезд Ассоциации учителей истории и обществознания, на котором обсуждались проблемы современного школьного образования.

Участников конгресса приветствовали:

  • Президент РФ Владимир Владимирович Путин (в формате видеообращения или текстового послания к участникам Конгресса) Андрей Александрович Фурсенко, помощник Президента РФ Сергей Евгеньевич Нарышкин, председатель Российского исторического общества Владимир Ростиславович Мединский, помощник Президента РФ Анатолий Васильевич Торкунов – ректор Московского государственного института международных отношений (Университет) МИД России, академик РАН
  • Ольга Юрьевна Васильева, академик Российской академии образования, президент Российской академии образования.

На Пленарном заседании выступили:

  • Сергей Сергеевич Кравцов, Министр просвещения РФ
  • Стивен Стежерс, исполнительный директор Европейской ассоциации учителей истории «ЕВРОКЛИО» (Нидерланды)
  • Фернанде Райне, исполнительный директор и основатель организации «The history co-lab» (США)
  • Александр Оганович Чубарьян, председатель Ассоциации учителей истории и обществознания, сопредседатель Российского исторического общества, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, президент Ассоциации «ИПИИ», академик РАН,
  • Алан Ламассур (онлайн), председатель Бюро Управляющего совета Обсерватории Совета Европы по преподаванию истории в школе,
  • Чжан Цзунхуа (онлайн), доктор исторических наук, профессор Гуманитарного института Университета науки и технологий, г. Сучжоу (КНР),
  • Денис Александрович Хурманёнок, учитель истории Цифровой школы города Москвы, победитель конкурса «Учителя года Москвы 2020», лауреат конкурса «Учитель года России» 2020 года.
В рамках IV Всероссийского Съезда учителей истории и обществознания участники конгресса с большим интересом выслушали следующие выступления:

  • Александр Оганович Чубарьян, председатель Ассоциации учителей истории и обществознания, сопредседатель Российского исторического общества, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, президент Ассоциации «ИПИИ», академик РАН.

Тема выступления: «Ближайшие задачи и направления деятельности Ассоциации учителей истории и обществознания»

  • Константин Ильич Могилевский, председатель Правления РИО, Исполнительный директор фонда «История Отечества».

Тема выступления: «Проекты Российского исторического общества для учителей» Павел Владимирович Кузьмин, и.о. директора ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России».

Тема выступления: «Единая система непрерывного развития профессионального мастерства. Академия – учителям страны»

  • Вадим Александрович Кумпан, председатель Краснодарского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания, Любовь Николаевна Крайнова, председатель Иркутского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания
  • Ольга Михайловна Хлытина, председатель Новосибирского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания. Тема выступления: «Чему учим и как проверяем?»
  • Петр Александрович Ишков, советник отдела содержания и методов обучения в сфере начального общего, основного общего и среднего общего образования Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования РФ.

Тема выступления: «О государственной политике в сфере преподавания истории на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования» Игорь Анатольевич Артасов, заместитель руководителя ФКР КИМ ЕГЭ по истории ФГБНУ «Федеральный институт педагогических изменений».

Тема выступления: «Вопросы совершенствования КИМ ЕГЭ по истории»

  • Анастасия Сергеевна Майер, исполнительный директор Ассоциации учителей истории и обществознания.

Сообщение: «Об утверждении состава руководящих органов Ассоциации учителей истории и обществознания».

На конгрессе работали 7 секций:

Секция 1. История в школе: Национальные традиции и инновации.

Секция 2. Дистанционное обучение: вызов времени.

Секция 3. Обсерватория Совета Европы по преподаванию истории в школе.

Секция 4. Революции в мировой истории.

Секция 5. Международный круглый стол «Опыт преподавания истории Второй мировой войны в разных странах мира».

Секция 6. История в школе: зачем и для кого?

Секция 7. Учебник истории сегодня: для ученика или для учителя?

На первой секции с темой «Соотношение региональной, национальной и всеобщей истории в школьных программах по истории» выступила в роли спикера Нина Ивановна Ступакова, учитель истории и обществознания Государственного автономного учреждения Калининградской области общеобразовательная организация «Школа-интернат лицей-интернат». Нина Ивановна была приглашена на конгресс как Победитель Всероссийского конкурса учителей истории «История в школе: традиции и новации» 2020 года. В своём выступлении учитель осветила следующие вопросы: важнейшая мировоззренческая задача курса истории, синхронизация курсов истории России и всеобщей истории, изучение регионального аспекта, точки взаимосвязи общефедерального и регионального компонентов истории, формы внеклассной работы, встраивание курса региональной истории в учебный процесс.

Нина Ивановна представила технологию музейной педагогики. Большой интерес у участников Конгресса вызвал опыт проведения уроков по краеведению.

Урок - творческий отчёт по материалам экскурсии в музей.

Урок-экскурсия в Музей «Бункер» (бывший «Блиндаж») (филиал Калининградского областного историко-художественного музея) с последующим творческим отчетом и фотомонтажом (9 класс).

Тема урока: «Восточно-Прусская наступательная операция. Штурм Кёнигсберга»

Тип урока: урок открытия нового знания (музейный урок). Цель урока: формирование практических навыков комплексной работы с различными видами исторических источников (карты-схемы, военные фотографии, дневники, письма, воспоминания, макеты, фотокопии, экспозиции, музейные коллекции, музейные предметы, экспонаты и т.д.).

Проблемный вопрос: как советским войскам удалось взять самую неприступную, хорошо укреплённую крепость Третьего рейха, цитадель немецкой Восточной Пруссии, «цитадель прусского милитаризма» всего лишь за 4 дня (81 час) 6 - 9 апреля 1945 года?

Итогом урока явилось разгадывание тайны штурма Кёнигсберга.

Второй представленный урок в контексте ФГОС и требований ИКС

Великая Отечественная война (1941-1945). «КАРТА ПОБЕДЫ».

Тема урока: «Восточно-Прусская наступательная операция (1944-1945).

Тип урока: урок проблемного обучения с использованием ИКТ (на краеведческом материале). Интернет-ресурс – проект «Карта Победы»: https://www.history-map.world/; Творческая студия Киноархива: net-film:https://www.net-film.ru/) Кинофонофотодокументы: Фрагменты документальных фильмов и кинохроники.

В заключение Нина Ивановна отметила, что только во взаимосвязи отечественной, всеобщей и региональной истории учебный предмет «История» сможет внести, как сказано в ФЗ «Об образовании в РФ», особый вклад в образование как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства».

Елена Витальевна Саплина, доцент управления подготовки кадров по образовательным областям, ведущий эксперт Московского центра качества образования, назвала «бесценным» опыт работы учителя Ступаковой Нины Ивановны.